но хорошо помню, как отдала Косте телефон и сказала «опубликуй». Потому что это был день публикации следующей главы. Вот насколько это было важно.
Через полгода после этого творческого безумия мы вынырнули в реальный мир, осмотрелись и поняли, что живем уже совершенно другую жизнь, чем до проекта. В плане финансов, кайфа, узнаваемости, окружения и вещей, которые у нас есть. И мы даже не поняли, как это случилось, потому что происходило параллельно и не занимая много нашего внимания. Все внимание было отдано творчеству.
В моей журналистской работе наиболее трепетный момент тот, когда интересный мне человек дает свое согласие на интервью. А остальное – и подбор вопросов, и сама встреча, и готовый текст на сайте – часть работы. Какой момент окрыляет вас?
Константин: Как правильно сказала Влада, когда картинка из головы становится реальностью. И ты понимаешь, насколько классную вещь создал.
Влада: Возможно, многие фотографы нас не поймут. Собрал декорации, поставил людей и сделал кадр — в чем сложность!? Если ты все еще радуешься, как ребенок, что все сложилось — значит, что-то делаешь не так. Но мы сознательно оставляем в происходящем «икс» — тех людей, что приходят на съемку.
Да, можно пойти более простым путем, работая с модельными агентствами: профессиональные модели знают, как вести себя в кадре и картинку из головы ты создашь спокойно. Но мы принципиально не работаем с моделями. Все герои наших фотографий — живые люди, которых мы, скорее всего, впервые увидели в день съемки; у которых, скорее всего, небольшой опыт в фотографии. Но если бы мы не оставляли этот «икс» в виде людей, фотография была бы совершенно другой.
Социальные сети приучили нас к идеальной картинке. Но ваши герои вовсе не идеальны: у кого-то заметен животик, у кого-то — складочки… Вы намеренно не ретушируете жизнь?
Константин: Поначалу это была позиция из лени — нежелание этим заниматься. А затем превратилась в принципиальную позицию. Даже сейчас понимаю: если захочу сделать ретушь, это будет выглядеть смешно и неумело. Вы говорите, что у нас на фото неидеальные люди… а я не соглашусь и скажу, что они идеальны.
Влада: Я помню свои комплексы по поводу внешности, когда была девочкой и подростком. Понимаю, что оказалась зажата в эти комплексы не из-за своей семьи (они всегда говорили, что я красивая) и не из-за друзей (никто из моего окружения никогда не подкалывал на тему внешности), а потому, что картинка того, как якобы должно быть идеально сильным грузом давила на неокрепшие умы. Сейчас в этом плане лучше: отовсюду говорят, что красота в особенностях, во внутреннем мире и умении его подчеркнуть.
Мы всегда ищем не красивых людей, а скорее харизматичных, способных заряжать. Это чувствуется даже на расстоянии. То же касается любви: если ребята друг друга любят, твоя задача не мешать — чувства сочатся через экран.
Мы живем в интересное время, когда популярно и важно самообразование. У вас также есть свой обучающий продукт. Чему вы хотите научить своих студентов в первую очередь?
Влада: Гармонии… Мир так устроен, что все нерукотворное создано по тем или иным закономерностям. Эти закономерности можно применять во всем, что создает человек. Если бы не было необходимости продавать что-либо (в том числе, обучение), мы бы назвали наш курс по фотографии курсом познания гармонии. Но никто не придет обучаться гармонии!
Прежде чем начать делать хорошую, уникальную фотографию, фотограф должен понять, что ему нравится. А не смотреть, как у других и повторять за кем-то, полагая, что это проторенная дорожка и коммерческий успех лежит здесь. Таким образом многие снимают, возможно, не то, что им хотелось бы. Мы учим понять, что же человек хочет фотографировать. На основе простых упражнений, которые помогут услышать голос собственной гармонии.
Константин: И не учим снимать так, как снимаем мы.
Влада: Помочь человеку понять, что именно он хочет делать — 60% успеха в творчестве. Научить считывать внутреннюю гармонию, понимать внешнюю, множить свою — самое главное, чему хотим научить.
Довольны их результатами?
Константин: Конечно. Мы периодически делаем репосты их работ. И это одна из вещей, которые действительно греют душу: ты помнишь, каким человек пришел к тебе на обучение, а через полгода смотришь его работы и восхищаешься. Пишешь ему: "а ты классный", "а ты молодец".
Влада: Продавая курс, мы говорим, что даем скалолазное оборудование человеку в руки и объясняем, как оно работает. Но на гору взбираться ему самому.
Конечно же, есть форматы обучения, где тебя закидывают трамплином на вершину, а зацепишься ты или нет — непонятно. Но после обучения ты взлетишь. Скорее всего, потом тут же упадешь, потому что не знаешь, что там делать. Но на секундочку наберешь высоту. В нашем случае мы никого не подбрасываем, а даем снаряжение и показываем направление. Кто-то идет своим темпом быстро, кто-то — медленно. Так или иначе, часто получаем хорошие отзывы.
Есть фотографы, которые заведомо снимают контент для социальных сетей. У ваших работ, на мой взгляд, совершенно другой уровень. Чем они становятся? Частью интерьера?
Константин: Я не знаю, что происходит после того, как я отдал готовые снимки. Но искренне надеюсь, что это те фотографии, которые будут печататься и пересматриваться. По крайней мере, я всегда закладываю это в предстоящую съемку. И люди обращаются не за каким-то контентом, а затем, чтоб сохранить себя и свою семью на память в том состоянии, в котором они пребывают сейчас.
И, как мы уже выяснили, получить удовольствие.
Константин: Они об этом не догадываются. Это уже я даю такой большой бонус. И, наверное, один из самых приятных фитбэков для меня — вечером получить от ребят сообщение: «Константин, мы так хорошо провели время. Спасибо вам за это».
Мне кажется это бессмыслицей, но все же спрошу: недовольные клиенты и у вас бывают?
Константин: Они бывают всегда и у всех. Если кто-то говорит, что у него нет недовольных клиентов, скорее всего, он врет. Честно говоря, уже давно не было негативных отзывов, но последние, наверное, относились к недопониманию друг друга на старте.
У Влады есть любимая фраза, которая проходит через все наше обучение: «словами через рот». Если ты проговариваешь все вопросы, которые, как тебе кажется, могут возникнуть на съемке, до самой съемки, вероятность недовольства стремится к нулю. Как правило, человека расстраивают не фотографии, а разбитые ожидания. А когда клиент наперед знает, что его ждет, не остается поводов огорчаться.
Квинтэссенция «наполняться-создавать-отдавать», которую вы для себя определили, созвучна с законами существования Вселенной у эзотериков. Поясните ее значение для себя.
Константин: Мы что-то новое изучаем, чему-то новому сами учимся, делаем что-то новое (а для нас это очень важно!), накапливаем, а затем с большим удовольствием занимаемся обучением, отдаем все наши тайны и секреты. После чего идем дальше наполняться. Таков цикл.
Влада: Мы впервые поняли, что прошли этот цикл и закончили его в ноябре 2021 года. Провели большой групповой курс по фотографии, оставили там все, что только могли — полностью опустошились. И, казалось бы, надо спешить набирать второй поток курса, пока свежи отзывы и есть много желающих. А у нас нет ощущения, что мы этого хотим.
Это был кризис длиной в месяц. Полное непонимание, что делать дальше и куда идти. Да и в фотографии наступил момент, когда казалось, что ты повторяешь сам себя: нет ни роста, ни ощущения удовлетворения от того, что создаешь.
Константин: А очень хочется видеть, что сегодня ты немножко лучше, чем вчера.
Влада: Параллельно с этим у нас двоих появилась жажда к искусству, историю которого никогда прежде не изучали. Мы стали покупать живописные альбомы, смотреть книги об искусстве, организовали путешествия. Полетели в Париж и два дня не могли уйти из музея Орсе. Голод к чему-то новому захватил нас. И как только стали немного наполняться, тут же захотелось снова создавать.
Это то, о чем мы говорили ранее: технически грамотный снимок — маленькая часть того, что ты делаешь. Если внутри ничего нет…
Константин: …тебе нечего показать и нечего рассказать. Ты можешь бесконечно много знать в композиции и освещении, но фото будет не лучше пустого листа бумаги.